Даже если у вас нет привычки фотографировать живописные места, скорее всего, однажды все же встретятся на вашем пути горы, река или звездное небо, которые привлекут глаз и окажутся в объективе вашей камеры. Вы, конечно, видели фотографии природы, которые передают ее красоту и волшебство, и немало таких, которые не передают эти качества вообще.

Когда мы фотографируем на открытом воздухе, перемены света, погоды и сезона диктуют свои условия, в отличии от студии, где фотограф может контролировать все.  Нехватка контроля может быть неприятна, но непредсказуемость природы может преподнести массу приятных сюрпризов. Но вы никогда не знаете, какие фотографии получите: посредственные или превосходные.

Иногда ваш фотоаппарат будет почти все время оставаться в сумке, выжидая момента, когда буквально за минуты свет и композиция создадут уникальную сцену, которая соберет лес лайков в соцсетях или хорошие продажи на фотостоках. Независимо от того, где и в каких условиях вы снимаете, есть некоторые базовые советы, которые увеличивают ваши шансы получить хорошую фотографию. Вот 12 советов, как лучше фотографировать пейзажи.

 

 

1. Смотрите чужие фотографии и учитесь на них.

Листайте журналы или просматривайте картинки в Интернете, чтобы получить представление о том, какие бывают фотографии пейзажей. Обратите внимание, как фотографы компонуют изображения и какой свет лучше работает в определенных сценах. Нет ничего плохого в том чтобы повторять и копировать чужие работы, это закономерный этап учебного процесса. Но больше удовлетворения, конечно, вы получите, когда поучившись на чужих работах застолбите свою собственную творческую территорию.

2. Знайте свой фотоаппарат.

Съемка на открытом воздухе означает, что вы должны адаптироваться на лету к меняющимся условиям. Допустим, вы поехали на экскурсию и встретили лося, пасущегося на лугу. Тут вам будет нужна очень короткая выдержка, чтобы успеть его заснять. Как быстро вы можете настроить фотоаппарат, чтобы успеть сфотографировать бегущее животное? Иногда у фотографа есть только несколько секунд, чтобы установить нужные настройки. Нужно довести управление функциями фотоаппарат до уровня инстинкта, тогда в нужный момент руки сделают все сами собой.

3. Исследуйте свет.

Свет при съемке на улице – важная переменная, которая делает ваши фотографии либо превосходными, либо провальными (впрочем, как и в любом другом жанре фотографии). Поскольку мы не можем управлять изменениями и силой света, мы должны уметь их предугадывать и использовать. Даже если вы попали в подходящее место для съемки, обратите внимание, где свет падает красивее всего, и направьте объектив в этом направлении.

4. Используйте штатив.

Хотя современные фотоаппараты имеют достаточно высокую светочувствительность, позволяющую фотографировать в условиях низкой освещенности, штатив может довольно часто пригодится при фотографировании пейзажей. Вам может понадобиться длинная выдержка при съемке фонтанов и водопадов, чтобы сделать струи воды более плавными, или при мульти-экспозиции ночных сцен звезд и лунного света. Штатив имеет и много других применений, конечно, и для любителей фотографии это один из необходимых предметов.

 

 

5. Вставайте до рассвета, пропускайте завтрак и, скорее всего, ужин тоже.

Это самая сложная часть! Вы будете работать в то время, когда другие люди отдыхают, едят, или только начинают свой день. Теплый, мягкий свет бывает тогда, когда день встречается с ночью, так что вы должны быть на месте съемки за полчаса до восхода солнца и заканчивать ее через полчаса после заката. Через несколько часов после рассвета и за несколько часов до заката пейзажи окажутся под прямыми солнечными лучами.

6. Поймите, что прямые солнечные лучи не всегда самое лучшее.

Во времена фотопленки это было более важно в связи с жестким диапазоном экспозиции, но даже самые лучшие цифровые фотоаппараты все еще далеки от диапазона контрастности, который различает человеческий глаз. В рассеянном, мягком свете, например, в затененном каньоне или как раз перед рассветом или после заката, ландшафт будет более детализирован и цвета будут более насыщенными.

7. Выберите композиционный центр и фотографируйете его с разных ракурсов.

Допустим, вы фотографируете осенний ручей среди деревьев. Решите, хотите вы сделать центром композиции ручей или деревья, а затем двигайтесь, глядя в видоискатель, чтобы найти наилучший ракурс. Попробуйте стоя в полный рост, затем присев низко к земле, наблюдая как меняется композиция, и вы найдете наилучшее сочетание линий и объектов для вашей фотографии.

8. Обдуманно устанавливайте ISO, выдержку и диафрагму.

Режим ручной настройки даст вам больше творческой свободы, потому что вы сможете настроить любой из трех параметров независимо от других. Многие фотографы-пейзажисты предпочитают закрытую диафрагму, чтобы максимально увеличить глубину резкости, например, когда в кадре соседствуют близкий передний план и далекий фон. Но каждая фотография требует своего подхода. Подумайте о том, что вы хотите получить, и выберите наилучшее сочетание, не позволяя фотоаппарату самому устанавливать настройки.

 

 

9. Обратите внимание на углы и линии.

Прежде чем нажать кнопку спуска затвора, посмотрите на всю сцену в видоискателе, не фокусируясь на главном объекте. Есть ли в кадре приятное расположение линий, которые приводят взгляд туда, куда вы хотите, или это хаос из несогласованных линий? Также обратите внимание на углы кадра и спросите себя, то ли в них, что вам хотелось бы видеть. Углы часто игнорируются, но если вы будете к ним присматриваться, то будете делать лучшие снимки.

10. Используйте поляризационный и нейтральный фильтры.

Хотя постобработка может облегчить проблемы с блеклым или серым небом и высокой контрастностью, но есть предел того, насколько она сможет помочь. Вы можете делать фотографии хорошими сразу, используя поляризационный фильтр, который будет небо более голубым и четким и устранит пелену боковых лучей. Фотографии будут более четкими и цвета более естественными и насыщенными. Полезны также нейтральные фильтры, которые помогут урегулировать контраст между ярким небом и темным пейзажем, а также необходимы для некоторых сцен (например, для съемки водопадов и фонтанов).

11. Используйте фикс-объектив со стандартным фокусным расстоянием.

Я считаю, что ограничение в фокусном расстоянии может открыть возможности для творчества. Наденьте на фотоаппарат объектив с фокусным расстоянием 50mm и посмотрите, что с ним можно сделать. Хотя у фотографов природы всегда есть при себе широкоугольный объектив и телеобъектив, это будет хорошей практикой для работы с фиксированным фокусным расстоянием. Вы уже не сможете полагаться на масштабирование, чтобы сделать фотографию, и должны будете сами принимать решения, которые в конечном итоге выработают у вас навык чувствовать композицию.

12. Выйдите на улицу и фотографируйте больше!

Лучший урок по фотографии – выйти на свежий воздух с фотоаппаратом в руках. Придумайте для себя свой личный фотопроект, походите по любимым местам и постарайтесь сфотографировать их как можно лучше. Это будет не только полезно для вашего здоровья, но и послужит хорошей проверкой ваших способностей. И вы, возможно, вернетесь домой с отличными фотографиями.

 

Автор: Elias Butler

 

Олег Беликов