Как показывает практика, для качественной съемки макро естественного света часто бывает мало. При съемке крупным планом макро-объективом с близкого расстояния очень сложно отделить световым акцентом нужные детали от фона. Освещение маленького объекта, как правило, равномерно, а на фотографии выглядит плоским. Если использовать для макросъемки обычную накамерную вспышку, свет от нее будет неравномерно распределяться по кадру: нижняя часть будет значительно темнее, а верхняя – засвеченной. 

При съемке вблизи даже сам объектив отбрасывает тень на объект съемки! Поэтому единственный вариант внешнего освещения – такой, при котором свет будет падать с двух сторон от объектива, либо по кругу вокруг него.

Для создания такого освещения и предназначены кольцевые вспышки. Их рефлекторная часть надевается прямо на объектив – через резьбу для фильтра – и освещает объект съемки либо по бокам, либо со всех сторон. Мощность кольцевых вспышек небольшая – как раз для съемки с небольшого расстояния при закрытой диафрагме. Освещение – мягкое, чтобы подчеркнуть объем. В комплекте поставляются переходные кольца к наиболее распространенным диаметрам резьбы, а для нестандартного диаметра переходное кольцо можно приобрести отдельно. 

 

 

Из всего разнообразия кольцевых вспышек можно выделить два фаворита – Nissin MF18 и Metz 15 MS-1. Оба бренда, японский Nissin и германский Metz, специализируются на производстве внешних вспышек для фотоаппаратов разных марок и представляют отличную альтернативу "родным" вспышкам от производителей камер. У обоих брендов есть свои фирменные "фишки". Так, Nissin отличает цветной экран с удобной навигацией, поворачивающийся на 90 градусов при наклоне фотоаппарата. А для Metz характерен ультрастильный дизайн и истинно немецкая точность и лаконичность как во внешнем виде, так и в функционале. При этом вспышки Nissin и Metz на порядок дешевле брендовых вспышек от производителей камер, аналогичных по уровню функционала и мощности.

 

Nissin MF18

Вспышка с ведущим числом 16. Источником света служат две дугообразные импульсные лампы с мощностью 83 Вт. Лампы помещены в раздвижное кольцо, которое надевается на объектив камеры с помощью переходника. В комплекте переходники с диаметрами 52, 58, 62, 67, 72 и 77 мм. Примеры фотографий, снятых со вспышкой:

 

 

Пульт управления вспышкой устанавливается на камеру с помощью «горячего башмака». Панель имеет традиционный для Nissin цветной дисплей, изображение на котром поворачивается на 90 градусов при наклоне камеры. Вспышка поддерживает все актуальные режимы управления: автоматический, TTL, ручной, макро, мульти (многократная вспышка), беспроводной синхронизации. В ручном режиме мощность устанавливается в значениях от полной (1) до 1/64 с шагом 1/3 Ev.

 

 

Макро-режим Fine Macro разработан специально для макро-съемки. Он дает возможность максимально плавно регулировать яркость света. В этом режиме мощность настраивается в пределах 1/128 – 1/1024 с шагом 1/6 Ev. Также MF 18 поддерживает функцию высокоскоростной синхронизации со спуском затвора, систему многократной вспышки.

Кстати, вспышку не обязательно накручивать на объектив! Ее можно расположить как угодно в пределах длины кабеля и использовать как обычную внешнюю вспышку (в том числе можно направить в потолок для равномерного освещения переднего плана на многоплановых фотографиях). 

 

Metz 15 MS-1

Вспышка с ведущим числом 15. В комплекте удобная сумка с наплечным ремнем, а также набор насадок: прыгающая линза, адаптерные кольца 52 мм, 55 мм, 58 мм, струбцина для ИК-фильтра. Примеры фотографий, снятых со вспышкой:

 

 

Вспышку Metz 15 MS-1 выделяют два ноу-хау. Первое – отсутствие кабеля: она настраивается в беспроводном режиме с помощью встроенной вспышки. Автоматические настройки регулируются с помощью компактного дисплея на внутренней стороне кольца. Для полной свободы экспериментов существует ручной режим управления с шестью уровнями мощности. Он же придет на помощь при использовании модели на камерах без встроенной вспышки – в таком случае понадобится синхрокабель.

Второе преимущество Metz 15 MS-1 – отдельное управление правым и левым осветительными элементами, что дает возможность творчески формировать освещение объекта. Кроме того, оба рефлектора могут поворачиваться на 10 или 20 градусов. 

 

 

Схожесть кольцевой вспышки с популярным рефлектором Портретная тарелка побуждает задать правильный вопрос: можно ли использовать кольцевую вспышку для съемки портретов? Ответ: "да"! Вспышка позволяет делать портреты без теней – и не всегда, но иногда это бывает очень кстати. А главное, кольцевая вспышка делает красивые круглые блики в зрачках. Но для получения хорошего результата к съемке нужно подойти творчески и с настройками придется повозиться вручную.