Недавно мне на глаза попалась очень интересная статья копирайтера и журналиста Саши Волковой: Инструмент писателя — «дерево абстракций». Это статья  о текстах, в которой автор предлагает свою теорию того, что отличает "хороший" текст от "плохого", или "цепляющий" от "нецепляющего". Для это автор ввела понятие "дерева абстракций" – своеобразную шкалу, измеряющую полноту раскрытия темы от частного примера – через обобщение и анализ – и до определяющей идеи, или, если угодно, "морали". Хороший текст, по этой теории, – тот, который охватывает все три уровня: конктретика – обобщение – идея. 

Поскольку мое главное увлечение – фотография, а законы, действующие для одного вида искусства, действуют и для другого, я попытаюсь показать каждый из трех уровней абстракций в фотографиях. В качестве примера возьмем фотосессию Sisley для презентации коллекции NoGodz при участии итальянского рэпера Fedez.

 

 

Перед нами бэкстейдж – фотографии конкретного события с участием конкретных персоналий. Фотограф снимает, Fedez позирует в компании двух моделей, на нем шмотки из коллекции Sisley. Вот и все содержание, которое мы можем извлечь из этих снимков. Это фотографии, иллюстрирующие конкретную ситуацию и не несущие никакого дополнительного смысла, – нижний уровень абстракций.

 

 

К нижнему уровню абстракций можно отнести и эти фотографии с какого-то промо-события, организованного для продвижения коллекции. А также, например, фотоотчеты с дифеле, фотографии витрин магазинов Sisley или сэлфи пользователей instagram, предалагающих друзьям заценить покупку.

 

 

Что же можно поместить на средний уровень абстракций? В жанре фэшн это будут каталожные съемки, лукбуки и фотографии одежды для интернет-магазинов. Здесь мы уже не привязаны к конкретным событиям и лицам. Мы видим вещи в их ассортиментном ряду, в ценовой категории, в продуктовой нише.

На основании этих снимков мы можем сделать обобщения: молодежная одежда, кэжуал, уличный стиль и т.п. Конкретная сфотографированная футболка перестала быть конкретной. Мы можем сравнить ее с другими футболками, с другими вещами, приобрести такую же любого размера.  

 

 

И в первом, и во втором случае мы видели фотографии, но вряд ли они "зацепили нас за живое". Мы посмотрели событие, увидели вещи, но все это пока не вписано в нашу картину мира. Для этого есть третий уровень абстракций: идея. 

 

 

На этих фотографиях мы видим все то же, что видели раньше: Fedez c красотками, футболки Sisley. Но есть здесь что-то еще. Мы видим полноценный фэшн-образ, который можем охарактеризовать обобщенными понятиями: здоровая дерзость, яркое самовыражение. Нам уже не важно, как зовут чувака на фотографиях и какие у него планы на вечер. Мы видим определенный типаж, стиль жизни, формат мужско-женских отношений. C этого момента коллекция Sisley NoGodz заняла свое место в нашей картине мира.   

 

 

Пример со съемкой одежды помог мне наглядно разграничить уровни абстракции "конкретное событие – обобщение – идея". И теперь, просматривая снимки разных жанров, можно обращать внимание на то, как в них отражен каждый из уровней. 

Возьмем фотографии, которые уже публиковались в блоге (Спорт в фотографиях). На первом уровне абстракции мы видим борца-тяжеловеса Jordan Burroughs и гимнаста Donnell Whittenburg на тренировках. На втором уровне абстракции мы видим спортсменов, готовящихся к Олимпиаде 2016 года. На третьем уровне абстракции мы видим целеустремленность, упорство, тотальность.

То, что на одной фотографии представлены все три уровня, делает ее содержательной, интересной и наполненной смыслом для большего количества людей.