Carl Zeiss – легендарный бренд в мире фотографии. Компания была основана в 1846 году и сопровождает фотопроизводство на протяжении всей его истории.

Но не только возраст – причина авторитета бренда. Главная причина – огромное количество изобретений и ноу-хау в производстве оптики, которые бренд разработал и воплотил в жизнь. А впоследствии они были подхвачены другими производителями.

Каждый современный объектив, каким бы брендом он ни был создал, в какой-то мере копирует технологии компании Carl Zeiss. А собственная оптика Carl Zeiss, выпускаемая сегодня, продолжает служить эталоном объективов.

 

Основатели бренда Carl Zeiss: Эрнст Абби и Карл Цейс

 

Компания носит имя своего основателя Карла Фридриха Цейса, но успех предприятия такого масштаба – результат труда не одного человека, а группы выдающихся ученых и изобретателей. История началась с того, что, окончив Йенский университет, молодой инженер Карл Цейс открыл производство микроскопов. Начав с простейших конструкций, он постепенно усложнял их, до тех пор, пока они не получили премию на промышленной выставке и не были признаны в числе лучших научных достижений Германии. Тогда Карл Цейс решил было, что его деятельность достигла вершины успеха, но встреча с другими учеными-изобретателями дала совершенно новый поворот его истории и открыла новые, непредвиденные возможности. Этими новыми людьми стали физик Эрнст Абби и химик Отто Шотт. Первый внес существенный вклад в развитие оптики как науки, и, в частности, изобрел методы борьбы с оптическими аберрациями. А второй заложил основы производства стекла, используемые по сей день, а специально и исключительно для Карла Цейса разработал особый тип линз.

Огромный вклад Carl Zeiss в развитие технологий фотообъективов состоял в изобретении оптических схем, которые и по сей день используют производители объективов практически всех брендов.

 

Planar

Оптическая схема Planar и пример фотографии, сделанной объективом Sony A 50mm f/1.4 Carl Zeiss

 

Planar – первая оптическая схема, созданная компанией Carl Zeiss в 1897 году. В основу схемы была положена конструкция телескопов, разработанная в начале 19 века Карлом Гауссом. Planar состоит из двух таких конструкций, симметрично повернутых друг к другу, а точно посередине между ними расположено отверстие диафрагмы. Название произошло от немецкого слова plan – "плоскость", что подчеркивает основное достоинство объектива – отсутствие деформации плоскости изображения по краям кадра. Также объективы Planar отличаются превосходным разрешением.

В постсоветском пространстве схема Planar хорошо знакома фотографам благодаря объективам Гелиос, сконструированных именно по этой схеме. Объективы Гелиос выпускаются до сих пор и пользуются спросом среди фотолюбителей из-за специфического "крученого" боке.

Самый легендарный Planar – объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, один из самых светосильных в мире! Он был разработан в 1966 году специально для НАСА для съемки поверхности темной стороны Луны. НАСА заказала 6 таких объективов, и каждый экземпляр стоил американскому правительству около миллиона долларов. Позднее режиссер Стэнли Кубрик заказал бюджетную версию этого объектива для съемок фильма "Барри Линдон", чтобы снимать сцены только при свете свечей – для передачи аутентичной атмосферы эпохи. Всего в мире существует 10 экземпляров этого объектива.

 

Объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 и снятый с его помощью кадр из фильма Барри Линдон 

 

Biotar – дальнейшее развитие схемы Planar, получившее распространение с 20-х годов XX века. Схема Biotar похожа на Planar, но имеет продуманные отклонения от симметрии, что дало большой простор для доработок и бесконечное количество вариаций. Элементы в объективах Biotar перемещаются и объединяются в группы в самых разных комбинациях. Почти все современные светосильные зум-объектив со стандартным фокусным расстоянием 50-100mm сконструированы именно по схеме Biotar.

 

Tessar

Оптическая схема Tessar и пример фотографии, сделанной объективом Sony FE 24-70mm f/4.0 Carl Zeiss

 

Tessar – оптическая схема, запатентованная в 1902 году, и классически состоящая из четырех элементов в трех группах, причем в одной, задней группе, линзы склеены и отделены от остальных групп диафрагмой. Объективы Tessar отличает резкое и контрастное изображение, за что они получили распространенное прозвище "Орлиный глаз". 

Именно схема Tessar использована в конструкции большинства объективов Nikon, а советский объектив "Индустар" очень близко копирует подлинные объективы Tessar от Carl Zeiss.

Обе схемы, Planar и Tessar, изобретены Паулем Рудольфом специально для Carl Zeiss.

 

Sonnar

Оптическая схема Sonnar и пример фотографии, сделанной объективом Sony FE 55mm f/1.8 Carl Zeiss

 

Sonnar – схема, разработанная в 1929 году Людвигом Бертеле. Название произошло от немецкого слова Sonne – "солнце", что подчеркивает главное свойство этой схемы – светосилу. Большинство линз в таких объективах плотно прилегают друг к другу без воздушных прослоек, и это дает два важных преимущества: компактный размер объектива и высокий контраст фотографий. По сравнению с Planar, у объективов Sonnar больше аберраций, но зато выше контраст и устойчивость к контровому свету. А по сравнению с Tessar – меньше аберраций и больше светосила. Правда, в современных объективах практически все "слабые места" всех оптических схем доработаны или компенсированы. 

Самые известные советские объективы с системой Sonnar – "Юпитер".

Biogon – вторая значимая разработка Людвига Бертле, созданная для умеренно широкоугольных объективов. Biogon предназначен для фокусного расстояния, равного половине диагонали кадра, и имеет симметричную конструкцию. Симметричная конструкция дает ряд преимуществ: минимум оптических искажений, светосилу, равномерное разрешение по всему полю кадра.

 

Distagon

Недостатком обеих оптических схем Людвига Бертле является короткий рабочий отрезок, что делает их неприменимыми для зеркальных фотоаппаратов. Для объективов зеркалок схема Biogon не используется вообще, а Sonnar – используется в основном для телеобъективов с фокусным расстоянием от 135mm. Схемы Planar и Tessar, прекрасно подходя для нормальных фокусных расстояний, на сверхшироком угле приводят к потери яркости по краям кадра. Все это вызвало необходимость дополнительных разработок для широкоугольной съемки. И в 1950 году Харри Золингер из Carl Zeiss и француз Пьер Анженю, работая каждый сам по себе, практически одновременно нашли новое решение. Анженю назвал свою конструкцию Retrofocus, и это название стало нарицательным для объективов, сделанных по данной схеме – ретрофокусные объективы.

 

Оптическая схема Distagon и пример фотографии, сделанной объективом Sony A 24mm f/2.0 SSM Carl Zeiss

 

Distagon – оптическая схема, разработанная Золингером специально для широкоугольных объективов зеркальных фотоаппаратов. Название происходит от слов "distance" и "gonia" – "расстояние" и "угол", что подчеркивает две важнейшие особенности конструкции: широкий угол обзора и большое расстояние от задней линзы до кадра (рабочий отрезок). Оптическая схема Distagon очень ассиметрична: передние элементы значительно крупнее, чем задние, и имеют выпуклую сферическую форму. Это вызывает ряд оптических искажений, таких как дисторсия и аберрации, а также делает объективы довольно громоздкими и дорогими. На устранения этих недостатков были направлены дальнейшие доработки схемы.

Разработка сверхширокоугольных объективов – до сих пор остается самой сложной задачей у производителей оптики. Ее решение включает ряд узкоспециализированных задач. В связи с этим, например, группа специалистов компании Nikon, занимавшаяся разработкой широкоугольных объективов, отсоединилась от компании, чтобы сосредоточиться на своих исследованиях, и со временем основала собственный бренд Tokina, который разрабатывает лучшие на сегодняшний день сверхширокоугольные зум-объективы. 

 

Автор: Олег Беликов