Нужен ли вам штатив?

Штатив – одно из самых полезных устройств для фото- и особенно видеосъемки. Даже компактные «мыльницы» имеют резьбу для штатива. Этот аксессуар не только повышает удобство в процессе съемки, но и непосредственно влияет на качество фотографий. По словам популярного фотографа и преподавателя фотошколы Тома Максима (США), нет смысла тратить большие деньги на дорогие профессиональные объективы, если нет устойчивой платформы для самого фотоаппарата. Раскрыть возможности профессиональной камеры и объективов в полной мере можно только при наличии качественного штатива.

Конечно, есть жанры фотографии, требующие мобильности и гибкости, например, репортажная фотография. Но там, где есть возможность получить более высокое качество снимков, – там разумно ее использовать. Если камера двигается в момент съемки или испытывает хотя бы микроколебания, это все равно отразиться на резкости фотографии.

Вот стандартный путь, который проходит большинство фотографов:

1) Съемка с рук. Рано или поздно фотограф замечает, что его снимки менее резкие, чем у других. 
2) Улучшение техники съемки: растопырить локти, поставить фотоаппарат на устойчивую поверхность, спускать затвор с задержкой дыхания и т.д. Но это получается не в любой ситуации, и малоэффективно при работе с длиннофокусным объективом. 
3) Стабилизация VR. Она разработана специально, чтобы устранить последствия тряски камеры при съемке. От системы стабилизации есть эффект, но далеко не идеальный. И он все равно не поможет снимать на длинных выдержках, например, если вы захотите снять водопад с эффектом плавно текущей воды.
4) Дешевый штатив. Как правило, это один из тех недорогих штативов с фигурными скобками между ног, который весит несколько кг и имеет приятные глазу алюминиевые ноги. Такой штатив вроде помогает работать с объективом со средним фокусным расстоянием, по крайней мере. Но через какое-то время нижняя часть одной из ног становится немного погнутой и не складывается обратно в предыдущую секцию. Голова в процессе съемки тяжелыми объективами постепенно наклоняется. Конструкция покачивается на ветру, и вы не можете установить штатив в положение для съемки с низкого ракурса. Фотограф начинает думать, что тратит слишком много времени, борясь с штативом, вместо того, чтобы фотографировать.
5) Экспериментальное конструирование. На этом этапе фотограф начинает улучшать свой штатив подетально. Первым делом покупаются более устойчивые и тяжелые ноги. По крайней мере одну проблему, со складыванием и раскладыванием штатива, это решает. Но остается излишняя возня с головой. Голова меняется на чуть более дорогую, так как покупать дорогую голову для менее дорогих ног кажется абсурдным. Шило меняется на мыло, и вместо одних проблем появляются другие: прерывистое панорамирование, провисание с тяжелой оптикой, рутинная настройка уровней. Голова 2D меняется на шаровую, шаровая на 3D. Конструкция становится все тяжелее, а купленные ноги начинают казаться устаревшими.

Всех этих этапов можно избежать, если сразу обратить внимание на качественные штативы, такие как Manfrotto, Induro, Gitzo и других брендов, ориентированных на профессиональных фотографов. Такие штативы, как Manfrotto и Induro примерно равнозначны по качеству, но по цене Manfrotto дороже за счет популярности бренда.

 

 

На что смотреть при выборе штатива?

 

Материал

Для штатива важны два качества: устойчивость и мобильность. Мобильность – штатив должно быть удобно носить с собой. Устойчивость – штатив должен быть надежным для работы даже с габаритной фототехникой и в сложных условиях съемки. Производителям редко удается совместить оба качества штатива в одной модели, и традиционно устойчивые штативы – тяжелые, а мобильные штативы – менее устойчивые. Вот вам и первый критерий для выбора своей модели – что важнее: не обременять себя лишней тяжестью или обеспечить надежность в любых условиях?

К счастью, технологии развиваются, и продвинутые производители штативов экспериментируют с композитными материалами, добиваясь прочных и легких сплавов. А также комбинируя материалы в конструкции одной модели, добиваясь наиболее оптимального соотношения устойчивости и веса. Например, основные линейки штативов Induro ALLOY 8M и CARBON 8X. В серии CARBON ноги изготовлены из прочного и легкого карбон, а центральная колона и крепления из магниевого сплава. А в серии ALLOY колона тоже из магниевого сплава, а ноги из алюминиевого. 

 

Конструкция

Современные штативы, особенно среднего и высокого ценового диапазона, могут иметь целый ряд конструктивных улучшений для повышения устойчивости и для расширения возможностей съемки. 

Первое, на что стоит обратить внимание в конструкции штатива, – ноги могут связанные и несвязанные. Связанные ноги дополнительно соединены с центральной колонной или между собой для повышения устойчивости штатива. Такая конструкция действительно устойчивее, но только на ровной плоской поверхности. Штативы со связанными ногами используются для студийной фото- и видеосъемки, а также для работы с тяжелой и габаритной фототехникой. 

Штативов с несвязанными ногами больше и сфера их применения универсальнее. Их можно устанавливать на неровной поверхности, например в горах и на ступеньках, регулируя длину каждой ноги по-отдельности. Кроме того, штативы с несвязанными ногами позволяют снимать с более низкого ракурса, чем штативы со связанными ногами.

Есть также модели штативов, у которых фиксируется не только длина ног, но и угол наклона. Это делает конструкцию более устойчивой даже в сложных местах съемки.  

Центральная колонна, или штанга, в некоторых моделях может переворачиваться. Это значит, что ее можно извлечь и установить вверх ногами – для съемки с низкого ракурса. Также колонна может быть оборудована крючком внизу: на него можно повесить рюкзак при съемке в путешествии – это и удобно, и даст штативу дополнительный вес и устойчивость.

Конструкция штатива может давать ряд уникальных возможностей. Например, штативы MeFOTO позволяют трансформировать трипод в монопод. Такая конструкция получила название "мультипод". 

 

Удобство

На удобство штатива влияет множество как значительных, так и мелких деталей.

Например, штативы Induro для туристов из серии Grand Turismo складываются таким образом, что сложенные ноги полностью закрывают штативную голову. Это делает штатив значительно компактнее и удобнее в путешествии.

Работать со штативом приятнее, если у него фактурная, а не гладкая металлическая поверхность. А еще приятнее с поролоновыми накладками на ногах. Перенося штатив с места на место, фотографы как правило не складывают его полностью, а просто сводят ноги и закидывают на плечо. Мягкие накладки делают такую переноску на плече комфортнее. И конечно, за них значительно приятнее браться на холоде при минусовой температуре. 

Для фиксации ног штатива могут использоваться защелки-клипсы и зажимы гаечного типа. Первые могут подкупить оперативностью, но со временем они разбалтываются и фиксация становиться ненадежной. Поэтому зажимы-гайки предпочтительнее. С ними также приятнее работать на холоде, и чтобы их завинтить не нужно снимать перчатки.

Для устойчивости штатива подошвы ног могут быть оснащены резиновыми накладками – они препятствуют скольжению. Для походных условий предпочтительно выбирать штатив со съемными металлическими наконечниками-шипами: они позволяют лучше зафиксировать штатив на скользкой поверхности или рыхлой почве. 

 

Размеры

Размеры штатива – вопрос индивидуальный. Решить его нужно, исходя из ваших задач и предпочтений. Чем больше диапазон рабочей длины штатива, тем он универсальнее в съемке. Но если важна устойчивость при работе с габаритными камерами, то нужно убедиться, что разложенный на максимальную длину штатив не теряет грузоподъемности.

Желательно, чтобы высота разложенного штатива соответствовала росту фотографа. То есть, чтобы фотограф мог смотреть в глазок камеры, установленной на штатив, не наклоняясь. 

Минимальная высота съемки – тоже важные параметр, которые многие фотографы теряют из виду при выборе штатива. Убедитесь, что минимальная высота достаточная для ваших задач, если вы захотите снимать с низкого ракурса. 

Грузоподъемность – параметр, влияющий на надежность и устойчивость штатива. Убедитесь, что заявленная максимальная грузоподъемность превышает вес вашего фотоаппарата с самым тяжелым объективом. И чем больше она его превышает, тем вы можете быть спокойнее за целость и сохранность своей фотоаппаратуры.